История школы

История двадцать второй школы начинается в 1968 году. Тогда впервые в стенах нового здания прозвенел школьный звонок. И вот с той поры десятилетие за десятилетием, год за годом, день за днём, урок за уроком, он зовет всё новые и новые поколения к труду и знанию. 

Начало.

1 сентября 1968 года жители микрорайона увидели красивое светлое здание с табличкой "Средняя общеобразовательная школа № 22". Торжественное открытие началось с митинга: перед первыми учениками, их родителями, перед почётными гостями, в числе которых были руководители города, строители, учителя выступил с речью первый директор: Дворников Валентин Фёдорович. Он получил от строителей большой, сверкающий на солнце ключ от дверей школы. Начались регулярные уроки с 1 сентября 1968 года. 

Дворников Валентин Фёдорович преподавал историю и ему, несомненно, принадлежат заслуги в содержании образования, в наблюдении за педагогическим процессом. Первым заместителем директора была Чеботарёва Римма Борисовна, преподаватель математики. Первым заместителем директора по начальным классам был Леонов Михаил Фёдорович. Он преподавал географию. 

Становление и обустройство школы.

Классы, кабинеты размещались так же, как сейчас. Один класс разместился рядом с теплицей. В нашей теплице росли высокие пальмы и фикусы, там, в тепле и во влажном воздухе все цвело и благоухало. Ребята на уроках и во внеурочное время любили ухаживать за растениями, к 8 Марта учителя школы получали от ребят цветы. 

Школа была рассчитана на работу в одну смену, на 800 человек. Но с самого первого года работы школа трудилась в две смены, в ней обучалось более тысячи учащихся. 

При участии учителя географии Леонова М.Ф. и Кийковой Варвары Никаноровны оборудуется великолепный кабинет географии – даже на потолке 41 кабинета расположился огромный глобус. На уроках географии, истории, литературы для учеников показывали учебное кино. Леонов М.Ф. ввел в практику походы: Беловежская пуща, город Брест, Ленинград, станция "Разлив", Пенаты и т.д. Ваши предшественники, как и вы, любили ходить в походы. Ученики старших классов посетили город Краснодар, совершали путешествия по Волге, выезжали в Ленинград, Киев. Самой памятной была поездка в Брест. 

Ученики школы были энтузиастами театрального искусства. Младшие принимали участие в регулярных утренниках, старшие – в литературных вечерах и спектаклях. Ученики инсценировали "Бежин луг" И.С. Тургенева, делали декорации, читали стихи, пели. Спектакли и инсценировки были поставлены под руководством учителей литературы. 

Наша школа, под руководством Дворникова Валентина Фёдоровича, установила связи с учителями Польши, принимала преподавателей из города Кракова. Праздник был в рекреации первого этажа. Состоялся обмен делегациями. 

Через 5 лет директором стал Солдатов Александр Викторович, тоже учитель истории. Большая часть выпускников тех лет, окончив вузы, составила корпус инженеров, научных работников, учителей, врачей, работников культуры, деятелей искусства. 

Предметы в школе преподавались те же, что и у вас. Было ещё автодело. Солдатов Александр Викторович раздобыл автомобиль. А в 29 кабинете наши шефы, завод радиооборудования, оборудовали кабинет профориентации. 

Большой вклад в развитие школы внёс Александр Викторович: мы первыми в городе приняли шестилеток, начали обучение детей с шести лет; первыми в городе апробировали 40-минутный урок; первыми перешли на пятидневную учебную неделю; первыми оборудовали кабинет психологии; первыми – школьный тир (Мирошник М.С.), и многое другое. 

Весь уклад школьной жизни в период первого и второго десятилетий был нацелен на воспитание духа коллективизма, высокой общественной активности, воспитания верности Родине. Об этом свидетельствуют Законы юных пионеров, Торжественное обещание вступающих в пионерскую организацию. 

Лучших принимали в пионеры в Москве на Красной площади. Авторитет 22-й школы Калуги был высоким, школа давала прочные и глубокие знания своим выпускникам. Комсомольская организация учащихся была лучшей в городе. 29 октября, в день рождения комсомола, школе присвоили имя 50-летия ВЛКСМ. С тех пор 29 октября – День рождения школы. 

Престиж школы создавался в первую очередь деятельным, творческим коллективом учителей. В 70-е, 80-е годы работали прекрасные кадры: Лыкова Валентина Илларионовна, Угорская Татьяна Николаевна, Семёнова Анна Павловна – математики, мастерство которых восхищало коллег-учителей, им подражали, у них учились. О преподавателе физики Панайотти Э.Д. ходили легенды. Она блестяще знала свой предмет. Блестящие словесники: Леденёва Нина Алексеевна, Лебедева Анна Фёдоровна, Ольга Николаевна – люди высокой культуры и эрудиции, прекрасные рассказчики и слушатели. Отличными педагогами были учителя истории: Кобяков В.А, Петрухина М.Д., учителя немецкого языка: Мелихова Инна Сергеевна, Солонская Людмила Григорьевна. Все обожали преподавателя ИЗО Аршинову Л.И. 

Наша школа всегда отличалась тем, что стояла на крепком основании начального образования. Невозможно назвать имена всех этих скромных и неутомимых тружениц. Вот Квасникова Татьяна Кирилловна, заслуженный учитель школы. Она образец трудолюбия, культуры, педагогического мастерства. Бордашёва Галина Кузьминична, Шапорева Роза Яковлевна – мастера учительского дела. 

Память о первой учительнице человек проносит через всю свою жизнь. Низкий им поклон и благодарность. 

Старшее поколение уступало места молодым, и растянутость этого процесса способствовала укреплению лучших традиций школы. Учащиеся с 8 по 11 класс два часа в неделю работали в школьном цехе (там, где сейчас 49 и 50 кабинеты). Завод КЗР оборудовал электротехнический цех, оборудование было заводское, продукцию выпускали для завода, принимали её контролёры ОТК завода. Связь с шефами была крепкая действенная. 

Кроме уборки классов, учащиеся регулярно приводили в порядок школьный двор, в сентябре ежегодно выезжали на 2-3 недели на уборку урожая с колхозных полей. Летом ремонтировали школу. Так возникали трудовые навыки, воспитывалось уважительное отношение к любому труду. 

Темы экзаменационных сочинений в 1968 году:

  1. Маяковский – поэт революции.
  2. "В поэзии Пушкина бьётся пульс русской жизни". (Белинский)
  3. Комсомольская романтика в советской литературе 60-70-х годов. 

Жизнь и авторитет школы не в последнюю очередь зависит от директора школы. 20 лет во главе школы стоял Солдатов А.В. 

В 1993 году стал директором Казачинский Александр Евгеньевич, учитель истории. С этого времени продолжило своё развитие школьное самоуправление. Школа – государство, Школьный совет, совет командиров. Школьники были вовлечены в серьёзные дела: ставили двухчасовые спектакли, играли в баскетбол. Школа воспитывала в ребятах самостоятельность, инициативу, ответственность, а кроме этого – нацеленность на овладение знаниями. Работал школьный радиоузел, выпускались стенные газеты: над каждым номером работали долго, в школе, дома. Много внимания уделялось внешнему виду учащихся, чистоте в школе. Серьёзно боролись с прогулами и опозданиями в школе. Продолжались и развивались лучшие спортивные традиции школы: спортивные дни, кроссы, лыжные соревнования. Но особый восторг вызывали соревнования учителей и учеников. Всеобщая увлечённость физкультурой увенчалась успехом: школьная баскетбольная команда стала лучшей. 

Курс НВП, потом ОБЖ ведёт Михаил Сергеевич Мирошник, гвардии подполковник в отставке. Результаты его работы в этой должности значительны и примечательны. Инициативный, творческий и необыкновенно ответственный человек, он увлекает своим предметом юношей и девушек. Оборудовал кабинет НВП и ГО (16 кабинет), оборудовал стрелковый тир, создал музей Боевой славы; сделал полосу препятствий на местности – всё это добросовестно и увлечённо. Первым в городе отряд старшеклассников, несший службу на Посту № 1, у могилы Неизвестного солдата, получил звание образцового. Запомнились игры "Зарница" и "Орленок", месячники военно-патриотической работы, смотр строя и песни (октябрята и пионеры), праздники "А ну-ка, парни", "Мама, папа, я – спортивная семья", торжественно отмечаемый День победы и т.д.

В Николаев Валерий Петрович – с 1998 по 1999 год 

В школе давняя традиция походов и экскурсий. Туристическая работа возобновилась, вернее, продолжилась с 1999 года, когда директором стал Пуговкин А.И., учитель истории. Группы старшеклассников под руководством Алексея Ивановича совершили путешествия по рекам Новгородской области (Киржинец, Киржач, Лук; на Заполярный Урал (р. Сопь с выходом на Обь); на озеро Селигер; по реке Умба с выходом в Белое море. 

Следует сказать, что директору присуща смелость в начинаниях и полная ответственность за состояние школьных дел. За эти годы произошла частичная смена администрации школы и в учительском корпусе. 

Только один преподаватель работает с 1968 года - Яковлева Г.С.

За долгие годы существования 22-я школа Калуги выпустила из своих стен более 4-х тысяч учащихся.

Растут, живут,
Уходят поколенья. 
Но тем, кто сменит нас, 
Так хочется сказать, 
Что в жизни важно
Каждое мгновенье. 
Храните славу школы 22, 
Калужской средней школы 22.

По материалам выступления Яковлевой Г.С.

Hosted by uCoz